О контроле и распределение школьных денег и где взять школам принтеры, мыло и туалетная бумага

Напереродни нового учебного года УП.Життя встретилась с министром образования Лилией Гриневич.

В первой части разговора мы проговорили, насколько школы готовы к 1 сентября, могут райотделы образования приходить и проверять школу, не помогая им, какая разница в полномочиях Минобразования и местной власти и кто и когда будет защищать права учителей и учеников.

Во второй части говорим о контроле и распределение школьных денег, а также обеспечение учебных заведений такими вещами, как принтеры, мыло и туалетная бумага.

Фото Дмитрия Ларина, УП

- Может местные власти, которая распределяет средства по школам, одной школе выделить четыре раза больше, а другие обделить? Есть ли пропорциональность?

- Нет, это прежде всего здравый смысл. Если закупают парты для начальных классов, и в одной школе в прошлом году поменяли парты, а в другой их меняли 10 лет, надо дать тому, кому больше надо.

Должен быть проведен аудит. Мы должны сделать все школы одинаково качественными, а сейчас совершенно разная ситуация.

В школу, где учились дети местных депутатов, чиновников, направляли ресурсы. Кроме того, туда богатые родители вносили большие взносы. Там есть и оборудование, и новые парты, и все остальные.

А есть школы без таких возможностей.

Фото: Информатор Деньги

Мы как министерство нацеливаем местные власти проводить аудит и направлять ресурсы прежде туда, где есть проблемы с оборудованием и мебелью.

- Кроме здравого смысла, больше нет предохранителей в местных управлений образования для распределения средств?

- Там сидят люди, которые являются госслужащими и несут за все ответственность. Там есть советы, которые выбрала община и доверила им власть.

Граждане должны у них спросить. Это не может проконтролировать из Киева министерство образования.

Есть Государственная аудиторская служба, которая проверяет целевое использование бюджетных средств. Большие суммы обязательно отслеживать фискальные органы и будут проверки, как эти средства использовали.

Но родители и местная община вправе спросить, почему поделили деньги именно так и как их использовали.

Избиратели должны требовательно относиться к тем людям, которым они делегируют власть.

- Кто должен обеспечивать школы такими вещами, как мыло и туалетную бумагу?

- Этот вопрос местной власти также. Если этих вещей нету, надо идти сначала к директору. Если он скажет, что школе ни копейки не дали на обеспечение санитарных условий в школе, это уже вопрос к местным органам власти, местных депутатов, областного совета ...

- Но на такие вещи точно предусмотрены средства?

- На это обязательно дают средства из местного бюджета. Этот вопрос соблюдения санитарного режима в школе.

- Часть учителей рассказывали нам, что в них или принтера нет в школе, или чернил, или бумаги, или это все есть, но им не позволяют этим пользоваться ... Поэтому они должны все печатать за собственные средства. Кто должен их этим обеспечивать?

- В этом году в субвенции является 164 миллиона на станции печати для каждой школы. Для нас это важно как вспомогательный способ.

Но министерство из госбюджета не может постоянно поддерживать бумагу, чернила и так далее. Это должны делать органы местного самоуправления.

Фото Дмитрия Ларина, УП

Есть и другие средства обучения. Никто не отменял учебники и общения учителя с учениками. Этого как раз не хватает.

В нашей пересеченной школе привыкли дать учебник, дети прочитали, потом должны ответить на вопрос и воспроизвести написанное в учебнике.

Так уже никто не учит в ведущих системах образования. Учитель должен быть более активным, применять проблемно-поисковое обучения, когда дети решают завданняшляхом обговорення.У том и сущность новых методик преподавания.

Мы начали инвестировать в этот вопрос. Сейчас нужно продолжать, эти программы имеет подхватить местные власти, потому что учитель должен обладать различную палитру возможностей.

Если ему надо видкопиюваты какие-то задачи, которые надо разложить в классах, он иметь такую ​​возможность.

Фото: DGLimages / Depositphotos

Идеальная картинка, которая требует больших инвестиций, но которой мы стремимся, - когда каждый ребенок в электронной форме сможет получить то, что нужно ей.

Но для этого нужны планшеты во все школы, а это совсем другой бюджет.

- Моя мама - учительница математики. Ей нужно печатать и копировать различные задачи детям, чтобы они не переписывали условия от руки. К кому ей обращаться, чтобы обеспечили возможность печати и копирования?

- К директору школы. Это образовательная субвенция, в рамках которой являются целевые средства, распределенные между всеми областями. Станции печати закупает местные власти. Области имели это распределить между органами местного самоуправления для школ.

У нас 16060 школ. Министерство не имеет непосредственного влияния на каждую.

Мы хотим этими программами в правильном направлении стимулировать местную власть, которая имеет приложить свои средства, но значительно меньше, чем предоставила образовательная субвенция.

Эти станции печати мы рекомендовали создать в начале этого учебного года. Понимаю, что с ними происходит та же история, что с средствами обучения и партами (не вовремя распределили средства на местах и провели тендеры - УП).

В зависимости от работы местного самоуправления, эти станции будут до 1 сентября или позже.

Фото: erierika / Depositphotos

Чтобы помочь местной власти и определить, какое оборудование им нужно в контексте реформы, правительство дало еще несколько субвенций:

  • Субвенцию на Новую украинскую школу - около миллиарда
  • Субвенцию на обучение учителей
  • Субвенцию на инклюзивное образование
  • Остатки образовательной субвенции с прошлого года мы распределили по областям на школьные автобусы, естественно-математические кабинеты и оборудования для опорных школ.

- Как потом отслеживать выделены средства? Или они дошли по назначению? Учителя естественных дисциплин нам писали, что им не выделили ни одного микроскопа или дополнительного оборудования.

- Образовательная система Украины велика. Оборудование не обновляли годами. За один-три года невозможно во всех школах обновить оборудование. Средства, которые мы даем и которые у местных властей, не могут решить все проблемы одновременно.

Это требует увеличения бюджета на образование минимум в 10-15 раз. Образование сейчас занимает 6,5% ВВП, это высокий процент. Другое дело, что наш ВВП небольшой, но в части бюджетного пирога это значительная доля.

Мы сейчас шаг за шагом делаем вещи, которые до сих пор вообще не робили.Це не означает, что каждый учитель получит новый естественный кабинет в год.

Другой вопрос, как местная власть решает, в какую школу поставить этот кабинет, какие критерии к этому применяют.

Если в школе углубленно изучают естественные предметы, а там нет современного кабинета - понятно, что его в первую очередь нужно поставить в это учебное заведение.

В этом случае следует обратиться к местным властям и спросить, по каким критериям она будет распределять этого года естественные кабинеты, например.

Тогда станет понятно, кто и что получит. Но вопрос еще и почему именно получат те или иные.

- В прошлом году Минобразования рассылала письма в школы с требованием опубликовать свою финансовую отчетность до 1 декабря 2017 года. Или все школы это сделали и с этими отчетами дальше происходит?

- Нет, не все. Министерство не может приехать в каждую школу и это проконтролировать. Не все школы еще имеют свои сайты, несмотря на то, что по закону "Об образовании" должны их иметь.

Этот контроль возложен прежде всего на облгосадминистрации. Они отвечают за реализацию законов на местном уровне.

Мы видим по отдельным обращениям родителей, информации нет, и жмем на местные власти, на школу, чтобы они опубликовали информацию.

Очень часто школы говорят: "А мы не публикуем эту информацию, потому что она никого не интересует, никому не нужна. Родители не просят, они не хотят знать об этом. А это так много делать, это все написать ".

Я думаю, что директора школ должны нести дисциплинарное наказание за невыполнение закона «Об образовании», но Минобразования не может дать выговор директору школы.

Это может сделать только основатель учебного заведения, то есть орган местного самоуправления.

Фото Дмитрия Ларина, УП

- Насколько Минобразования понимает, что реально происходит на местах, в селах и райцентрах?

Сигналы от МОН часто доходят очень искажено на места. Мы это чувствуем. Это огромная проблема.

Когда они просачиваются через сита всех уровней управлений образования, очень деформируются.

Мы здесь пишем и планируем одно, а на местах это интерпретируется совсем другим способом или не доводится до сведения учителей, а навязываются вместо этого совершенно другие вещи.

Мы уже уменьшили ряд различных глупых отчетностей, которые должен писать учитель.

Это был проект дебюрократизации в образовании, и мы опрашивали учителей. Нас удивляло, что им говорят учитывать и отчеты сдавать.

Даже в действующих инструкциях не было учета цветочных горшков в кабинетах. Это не смешно. Это ужасно. Чистая самотворчество власти.

То же касается многочисленных конкурсов, совершенно не обязательных. Это добровольное дело: хочет учитель или ученик этим заниматься или нет. Которые могут быть отчеты об участии в таких конкурсах?

Эти вещи мы сняли. Учителя - люди с высшим образованием, и за основу они прежде должны принимать центральные документы министерства образования, инструкцию и двигаться по ней.

Если от них требуют больше, чем эта инструкция - это не что иное, как дополнительные необоснованные требования.

Фото: Syda_Productions / Depositphotos

- То есть ни директор, ни администрация школы не смогут прийти к учителю биологии, скажем, и сказать: «На олимпиаду нужно два человека из класса" и учитель должен их найти и отправить? Когда я училась, так было.

- Олимпиадное движение курируется министерством в отличие от сотен других конкурсов, за участие в которых еще надо заплатить взнос. Когда фактически требуют собирать деньги от детей за участие.

Олимпиадное движение важен. Когда есть состязательность, можно найти лучших и их мотивировать. Но он теряет смысл, если становится принудительным.

В этом году наша команда с международной олимпиады по математике привезла рекордное количество медалей, такого еще не было в истории независимой Украины. Они заняли 4 место в мировом зачете. Это показывает, насколько у нас талантливые учителя и дети.

Другое дело, что часто это у нас превращается в формальщину.

Если такой случай происходит, учитель может сказать: "Извините, у нас нет детей, которые хотят принять участие в этой олимпиаде".

Наша идея - сделать это так, чтобы только те, кто стремятся принять участие в олимпиаде, на нее шли. Потому что бывает так, что те, кто хотят, не попадают, зато выталкивают тех, кто не хочет.

Эти проблемы с коммуникацией есть. Хочу, чтобы все школы имели окно в единой государственной базе по вопросам образования и через это окно общались с нами напрямую.

Тогда мы сможем получить реальную информацию, а через эти окна информировать школы направления. Это огромная работа, поэтому ищем на это средства в 2019 году.

К 2020 году планируем построили единую держбазу электронной освити.Чы будет это возможно, зависит от бюджетных возможностей и экономических показателей Украины.

Продолжение следует ...

В третьей части разговора с министром поговорим о содержании учебных программ, когда реформа коснется не только первоклашек, и продолжаем отвечать на самые распространенные вопросы учителей.

Ирина Андрейцив, Яна Дирявська, УП

Есть ли пропорциональность?
Кроме здравого смысла, больше нет предохранителей в местных управлений образования для распределения средств?
Кто должен обеспечивать школы такими вещами, как мыло и туалетную бумагу?
Но на такие вещи точно предусмотрены средства?
Кто должен их этим обеспечивать?
К кому ей обращаться, чтобы обеспечили возможность печати и копирования?
Как потом отслеживать выделены средства?
Или они дошли по назначению?
Или все школы это сделали и с этими отчетами дальше происходит?
Которые могут быть отчеты об участии в таких конкурсах?