Референтное ценообразование vs декларирования розничных цен

15 июня с участием Михаила Нестерчука, советника и.о. министра здравоохранения Украины, состоялась внеочередная конференция Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее - ООРММП). Ключевой темой встречи представителей ведущих отечественных производителей лекарственных средств стало обсуждение инициативе Минздрава Украины о введении референтного ценообразования на лекарственные средства и альтернативные пути урегулирования этого вопроса.

Как известно, цена на лекарственное средство формируют в той или иной степени все участники фармацевтического рынка - производители, дистрибьюторы и аптеки. Поэтому для обсуждения вопроса референтного ценообразования на лекарства к участию в конференции приглашены председатель правления ГС «Всеукраинская фармацевтическая союз« ФАРМУКРАИНА »Татьяну Котляр, генеральный директор ОАО« Ривнефармация »Владимира Синяка, председателя Правления ОО« Всеукраинская фармацевтическая палата »Олега Климова и его заместителя Михаила Пивнюка , директора государственного производственно-торгового предприятия (ДВТП) «Волыньфармпостач».

Вице-президент ООРММП Виктор Чумак ознакомил присутствующих с сутью вынесенного 26 мая на общественное обсуждение проекта постановления КМУ «О референтное ценообразование на лекарственные средства» , А также возможными негативными последствиями, которые возможны в случае его принятия.

Так, инициатива МОЗ Украины предусматривает введение с 1 августа этого года механизма референтного ценообразования на лекарства, включенные в Перечень лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов , А также лекарства, стоимость которых подлежит возмещению за счет государственного и местных бюджетов.

Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен разделены на 2 группы в зависимости от того, это оригинальные или генерические препараты.

При этом декларирования изменения оптово-отпускной цены на оригинальный (одноджерельний) лекарственное средство зарубежного производства будет осуществляться с использованием механизма внешнего реферирования цен, установленных в стране их первой регистрации, Болгарии, Молдове, Польше, Словакии, Чехии, Латвии, Венгрии и Сербии. Заявленная к декларированию цена на такой продукт не должна превышать минимальное значение оптово-отпускных цен на соответствующий препарат в референтных странах.

В свою очередь, декларирование цены на генерический (многоисточниковое) лекарственное средство отечественного и зарубежного производства, подлежащего закупке за средства государственного и местных бюджетов, будет осуществляться с использованием механизма внутреннего реферирования цен в соответствии с уровнем оптово-отпускной цены референтного / оригинального препарата, зарегистрированного в Украине . В случае отсутствия такого препарата в Украине расчет будет осуществляться в соответствии с уровнем оптово-отпускных цен референтных оригинальных (одноджерельних) лекарственных средств, установленных в референтных странах.

При этом устанавливается, что заявленная к декларированию цена на такой генерический (многоисточниковое) препарат:

  • должна быть ниже на 20% по сравнению с уровнем оптово-отпускной цены референтного оригинального лекарственного средства, задекларированным в Украине;
  • при отсутствии уровня оптово-отпускной цены референтного оригинального лекарственного средства, задекларированного в Украине, заявленная к декларированию цена на генерический (многоисточниковое) препарат должен быть ниже на 20% от минимального уровня оптово-отпускной цены референтного оригинального лекарственного средства, установленной в референтных странах;

То есть оптово-отпускная цена генерических лекарственных средств должен составлять 80% стоимости оригинального препарата. В случае отсутствия оригинального препарата оптово-отпускная цена генерического лекарственного средства должна быть на 10% ниже, чем в предварительно зарегистрированного. Итак, каждый следующий зарегистрирован препарат должен быть на 10% дешевле, чем предыдущий, что создавать определенные ограничения допуска на рынок.

Согласно проекту правительственного постановления принятия решения относительно обоснованности уровня оптово-отпускной цены заявленного лекарственного средства и возможности внесения его в реестр оптово-отпускных цен лекарственных средств будет осуществляться постоянно действующей комиссией Министерства здравоохранения по регулированию цен на лекарственные средства (далее - Комиссия). В состав Комиссии будут входить представители Минздрава Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины, Министерства социальной политики Украины и Министерства финансов Украины.

В. Чумак продемонстрировал несколько примеров изменения цен на наиболее распространенные препараты для лечения артериальной гипертензии в случае применения предложенного МОЗ Украины механизма.

Например, задекларированные цены на препараты бисопролола намного ниже предельного уровня, предусмотренный проектом правительственного постановления. Поэтому, по словам Чумака, удержать цены на нынешнем уровне будет сложно, поскольку после расчета оптово-отпускной цены по новому порядку все производители получат возможность для повышения стоимости лекарств.

Другая ситуация с препаратами амлодипина. Так, задекларированная в Украине оптово-отпускная цена оригинального препарата норваск 10 мг, № 30, составляет 590,05 грн., Что больше чем в 10 раз превышает минимальное значение оптово-отпускной цены среди референтных стран, которое отмечается в Венгрии и составляет в пересчете на украинскую валюту 55,7 грн. Итак, большинство производителей препаратов амлодипина, в том числе зарубежные, будут вынуждены снизить цены на 30-80% по сравнению с декларируемыми на сегодня.

Характеризуя возможные негативные последствия принятия правительственного постановления, эксперт отметил, что на тех рынках, где очень большой разброс цен, нельзя вводить прямое регулирование. На рынке лекарственных средств его целесообразно применять при регистрации препаратов, когда сразу декларируется цена. «Концептуально необходимо применять косвенное регулирование цен через возмещение стоимости за принципом, заложенным в пилотном проекте по гипертензии. Благодаря ему увеличилась реализация дешевых препаратов почти на 300%. При этом дорогостоящие лекарства не потеряли свой рынок. Однако пациенты, у которых нет денег, начали лечиться », - подчеркнул Чумак.

Для введения косвенного регулирования цен на лекарства, по словам эксперта, прежде всего необходимо показать фактические розничные цены на лекарства и создать соответствующий реестр.

Подробнее с инициативой введения декларирования розничных цен присутствующих ознакомила руководитель проекта «АПТЕКА-online» Елена Приходько. Дополняя В. Чумака, она отметила, что в цивилизованных странах механизм референтного ценообразования применяется в системах возмещения стоимости лекарств. Для внедрения этого механизма прежде всего необходимо, чтобы общество получило информацию о реальной ситуации на рынке. Для этого Правительство должно рассчитать стоимость медицинской услуги и предоставить врачам информацию о стоимости фармакотерапии, в частности в амбулаторном сегменте. Также необходимо выровнять розничные цены на лекарства, ведь на сегодня цена на один и тот же препарат в разных аптеках может существенно отличаться. «Отсюда и все разговоры о том, что в Украине цены на лекарства завышены, что негативно влияет на имидж отрасли в целом», - подчеркнула она.

Соответственно, как решить этот вопрос? Создать реестр задекларированных предельных оптово-отпускных и предельных розничных цен на лекарственные средства и медицинские изделия, которые могут закупаться за бюджетные средства. Предельные цены должен декларировать производитель по заявительному принципу.

Что касается использования этих цен, то предельные оптово-отпускные цены сможет использовать больница, закупает лекарства у поставщика, имеющего лицензию на оптовую торговлю лекарствами. Если же сумма закупки препаратов небольшая, больница будет закупать лекарства у субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на розничную торговлю лекарствами, по ценам, не будут превышать уровня предельных розничных цен.

Если же сумма закупки препаратов небольшая, больница будет закупать лекарства у субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на розничную торговлю лекарствами, по ценам, не будут превышать уровня предельных розничных цен

Какие преимущества это дает? Врач и пациент получат информацию о стоимости лечения. МОЗ Украины понимать ценовую политику каждого производителя, поскольку задекларированные предельные розничные цены можно будет сравнить с декларируемыми на сегодня.

При этом важно обеспечить декларирования цен на лекарства, которые могут закупаться за бюджетные средства в национальной валюте.

Что касается референтного ценообразования, то оно должно быть вторым шагом и применяться в отношении лекарственных средств, подлежащих возмещению со стороны государства в случае их амбулаторного потребления для льготных категорий населения (в соответствии с постановления КМУ от 17 августа 1998 № 1303 ).

Что это дает производителю? Во-первых, появляется возможность донести информацию о цене на лекарства до потребителей. Во-вторых - возможность избавиться регулирования торговых наценок на этапах реализации лекарственных средств путем отмены постановления КМУ от 17 октября 2008 № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» . В-третьих - развитие прозрачных отношений между производителями и аптечными учреждениями и больницами.

«Если мы говорим о том, что референтное ценообразование применяется исключительно в рамках закупок лекарств за бюджетные средства, зачем мы сейчас подаем идею об ограничении розничной цены?», - прокомментировал Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум».

Отвечая на этот вопрос, директор ТД «ИнтерХим» Александр Чумак коротко провел экскурс в прошлое. «История началась с заявлений отдельных псевдопациентських организаций относительно завышения цен на лекарства в 2 раза, отсутствия 32% молекул на украинском рынке из-за длительной и коррупционную схему регистрации лекарственных средств и т.д.», - отметил он. На самом деле отсутствие 32% молекул на нашем рынке обусловлена ​​отсутствием спроса на них. Это связано с тем, что в Украине нет обязательных четких требований к протоколам лечения и лекарств, применяемых в этих протоколах.

Для того чтобы на наш рынок зашли эти 32%, по убеждению эксперта, необходимо утвердить протоколы лечения, создать Национальный перечень основных лекарственных средств по международным непатентованным названиям. По результатам его создания будет получена дельта в 32% молекул, которых не хватает. Для них следует предусмотреть упрощенную государственной регистрации и гарантию обязательного применения врачами. «Тогда эти 32% моментально будут обеспечены как отечественными, так и зарубежными производителями», - подчеркнул А. Чумак.

Суть предложения по декларированию розничной цены заключается в следующем. На сегодня в аптечных сетях доступность низкостоимостных лекарственных средств невысока. Доля препаратов отечественного производства в упаковках в розничном сегменте рынка составляет 80%, при этом их стоимость в среднем в 4 раза ниже по сравнению с импортными лекарствами. «Мы сейчас находимся в таких условиях, просто должны показать всем, сколько стоит та или иная молекула в аптеке», - подчеркнул А. Чумак.

Розничное ценообразование предполагает возможность установить на дешевый препарат наценку не в процентах, а в деньгах. В таком случае постановление КМУ № 955 теряет свой смысл и требует отмены. Пациент, в свою очередь, будет знать, какая минимальная розничная цена зарегистрирована на тот или иной препарат.

А. Партышев обратил внимание на необходимость передекларування цен в связи с волатильностью гривны, что, по его словам, занимает много времени и сил. Однако эта проблема надуманная, поскольку другие участники встречи отметили отсутствие проблем, связанных с необходимостью декларирования изменения оптово-отпускных цен в соответствии с действующим постановлением КМУ от 2 июля 2014 № 240 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» .

По какому принципу производитель рассчитывать розничную цену? Этот вопрос озвучил Михаил Нестерчук.

Отвечая на него, А. Чумак сообщил, что механизм формирования цены будет абсолютно рыночным. Ни для кого не секрет, что аптекам выгодно реализовывать высокомаржинальных лекарства. «Мы с вами, имея качественную дешевую продукцию, пытаемся таким образом пролоббировать не только ее, но и лоббируют интересы пациента, знать самую низкую цену на конкретный препарат», - отметил он и добавил, что введение декларирования розничных цен на лекарства вызывает необходимость ведения диалога и переговорного процесса между 3 звеньями, по результатам которого будет определяться и декларироваться розничная цена.

Дополняя его, Президент ООРММП Валерий Печаев добавил, что механизм расчета розничной цены очень прост: предельный уровень оптово-отпускной цены на лекарственное средство, задекларированный производителем, умножается на 1,375 - суммарный коэффициент, включая снабженческо-сбытовую и торговую (розничную) надбавки.

Татьяна Котляр отметила, что пока дистрибьюторам и аптекам не будет понят механизм формирования розничной цены в контексте предложенного декларирования на рынке будет отсутствовать согласие. Об этом уже говорилось во время встречи экспертной группы по дерегуляции фармацевтического рынка в апреле этого года, когда идея была озвучена впервые .

В. Чумак отметил, что есть два варианта развития событий: декларирование производителями розничных цен по заявительному принципу, или же дождаться принятия правительственного постановления о референтного ценообразования и жаловаться на непрозрачный механизм принудительного характера. Кроме того, ни для кого не секрет, что аптечные сети получают прибыли прежде всего за счет маркетинговых договоров. При этом аптеки-дискаунтеры большей степени зарабатывают не за счет реализованных лекарств, а за счет бэк-маржи, полученной от производителя. Предложенный механизм декларирования розничной цены позволит отойти от практики применения маркетинговых договоров и заинтересует аптеки заниматься реализацией препаратов.

«Давайте не будем выяснять, у кого какая наценка, а выработаем так называемую программу самозащиты», - присоединился к дискуссии Олег Климов, поддерживая первый вариант развития событий, озвученный В. Чумак. «Мы покажем обществу пример, только консолидация и понимание конечной цели дадут соответствующий результат», - подчеркнул он.

По словам председателя Правления ОО «Всеукраинская фармацевтическая палата», эффективность реализации лекарств способствует открытию новых аптек. При этом речь не идет об эффективности предоставления фармацевтической услуги, не говоря уже об отпуске рецептурных лекарств без рецептов. Проблемным вопросом также является кадровое обеспечение аптек - отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов.

Выслушав дискуссию и услышав разные мнения по поводу введения референтного ценообразования, М. Нестерчук признал, что Минздрав Украины давно не собирало участников рынка для разъяснения текущей ситуации.

«Я согласен с тем, что реферирование не будет без реимбурсации, но услышьте: сегодня много вещей происходит параллельно», - подчеркнул советник и.о. министра, предлагая все-таки вернуться к проекту правительственного постановления о референтного ценообразования на лекарства и внести в него конструктивные предложения.

Что касается системы реимбурсации, то она, по словам М. Нестерчука, не будет без рецептурного отпуска препаратов.

По результатам обсуждения решено следующее:

  • подготовить и направить в Министерство здравоохранения замечания к проекту постановления КМУ «О референтное ценообразование на лекарственные средства», указав в нем, что референтное ценообразование целесообразно распространить на препараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, разработка которого начнется в ближайшее время (прим . ред.: сейчас идет конкурс на назначение членов Экспертного комитета по отбору и использованию основных лекарственных средств . В связи с этим вводить референтное ценообразование стоит одновременно с вступлением в силу соответствующего перечня, предусмотрев это в проекте правительственного постановления. Кроме того, как показал предыдущий опыт, создание Комиссии является неэффективным механизмом и таким, который может содержать коррупционные риски, поэтому предлагается исключить ее участие в процессе декларирования цен;
  • обратиться в Министерство с предложением обнародовать на его официальном сайте списки оптово-отпускных цен на лекарства в референтных странах (Болгария, Молдова, Польша, Словакия, Чехия, Латвия, Венгрия и Сербия)
  • отложить на неопределенное время предложение о декларировании розничной цены на лекарственное средство.

Екатерина Горбунова,
фото автора

Интересная информация для Вас:

Соответственно, как решить этот вопрос?
Какие преимущества это дает?
Что это дает производителю?
«Если мы говорим о том, что референтное ценообразование применяется исключительно в рамках закупок лекарств за бюджетные средства, зачем мы сейчас подаем идею об ограничении розничной цены?
По какому принципу производитель рассчитывать розничную цену?